+7 (812) 468-00-68, +7 (812) 468-00-69
Заказать звонок

Заказать обратный звонок





    Нажимая кнопку “Отправить”, я
    подтверждаю свое согласие на
    Обработку персональных данных
    Закрыть

    Почему российские строители банкротятся на госконтрактах?

    Российские строительные компании будут вынуждены уйти с отечественного рынка. Речь идет вовсе не о небольших ремонтно-строительных организациях, не выдерживающих конкуренции, а о крупных предприятиях, специализирующихся на масштабных инфраструктурных проектах, реализующихся в рамках государственного заказа.


    В чем причины громких банкротств успешных и профессиональных компаний, работавших на «стройках века»? «Мостотряд №19», НПО «Мостовик» и «Корпорация «Инжтрансстрой», возглавляемая «зубром» отечественной стройиндустрии Ефимом Басиным… Список предприятий, стоящих на грани разорения или перешедших роковую черту можно продолжать…

    Ответить на этот вопрос попытались участники круглого стола «Тарифы на заработную плату в строительстве. Нормы и реалии», организованном Союзом строительных объединений и организаций (ССОО) и ОАО «Метрострой» в рамках подготовки к XIX практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

    Участники мероприятия, среди которых были замечены не только представители профессиональных общественных объединений и строительных компаний, но и представители профильных властных структур (Комитета по строительству и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры), единодушно отметили беспрецедентно низкие тарифные ставки на оплату труда самого ценного ресурса страны – профессиональных кадров.

    круглый стол тарифы

    Участники круглого стола

    Сегодня тарифные ставки, закладываемые в сметы на сооружение объектов, заказчиком которых является государство, рассчитываются на основании федеральных расценок, установленных в 2001 году. Корректировка цен, безусловно, производится, но с применением индексов-дефляторов, которые не соответствуют рыночным реалиям, а средняя тарифная ставка рабочего 1 разряда составляет 13 500 рублей. Как отметила начальник отдела внутреннего контроля и консолидированной отчетности ОАО «Метрострой» Елена Еникеева, заработная плата рабочих, предусмотренная действующими контрактами, на строительстве продолжения Невско-Василеостровской линии составляла 11 000 рублей, на Фрунзенском радиусе – 28 000 рублей, на Красносельско-Калининской линии – 30 тысяч рублей. Совершенно очевидно, что за такие деньги квалифицированные специалисты не будут работать под землей, к тому же – в ночные смены, ведь строительство метро идет круглосуточно. Поэтому фактическая заработная плата метростроевца составляет 40-65 тысяч рублей в месяц, что, кстати, ниже средней заработной платы по Санкт-Петербургу, которая по официальной статистике составляет 58 000 рублей. К тому же непонятно, откуда взять деньги на зарплату, ведь в рамках госконтракта на оплату труда заложены те самые 11 000 рублей, а что бывает за перерасход бюджетных средств, объяснять не надо. Вот и получается, что масштаб потерь в рамках только одного контракта Метростроя выражается в миллиардах рублей. Тут и до банкротства недалеко, и если так пойдет и дальше, то строить петербургское метро будут французские, турецкие и даже китайские компании, не так давно вышедшие на новые объекты в Москве. Ведь для иностранных подрядчиков контактные условия формируются в индивидуальном порядке, и система работает совсем по-другому.

    круглый стол тарифы

    Круглый стол «Тарифы на заработную плату в строительстве. Нормы и реалии»

    Было бы ошибочно думать, что проблемы недофинансирования по госконтракту касаются исключительно Метростроя и подземного строительства. Аналогичное состояние дел наблюдается и в сфере дорожного хозяйства. Как отметил директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ» Кирилл Иванов, расценки на асфальтовое покрытие, которые закладываются в смету, зачастую ниже себестоимости материалов, из которых оно изготавливается. Фактическая заработная плата рабочих, например, экскаваторщика, приближается к отметке 90 000 рублей против 15 000, предусмотренных в законодательстве.

    Как отметил президент национального кровельного союза Александр Дадченко, проблемы недофинансирования в рамках госконтракта не обошли и кровельщиков. Несоответствие тарифов уже привело к тому, что профессиональные организации, занимающиеся устройством кровли на «европейском» уровне, все чаще и чаще отказываются от участия в госзаказе, предпочитая работать по рыночным расценкам. Если так пойдет и дальше, то современных, красивых и безопасных кровель Петербургу не видать.

    Вместе с тем, как рассказал заместитель председателя территориальной организации профсоюзов строителей Николай Смирнов, в Санкт-Петербурге действует отраслевое тарифное соглашение. Данный документ обновляется каждые три года и содержит расценки максимально приближенные к рыночным. Госзаказчик и надзорные органы так и не признали его легитимность, по этой причине проектные институты не могу использовать его данные при подготовке сметной документации по госконтакту.

    Важно, что городские власти понимают остроту проблемы и готовы сотрудничать с профессиональным сообществом. Об этом заявили присутствовавшие на круглом столе начальник отдела контроля ценообразования Комитета по строительству Санкт-Петербурга Владимир Величко и начальник сектора контроля ценообразования и разработки нормативов Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Константин Мошников. Однако, как отметили представители профильных Комитетов, федеральные нормы и правила никто не отменял, корректировать их региональном уровне не представляется возможным. Только совместными усилиями представителей Комитетов, профессионального сообщества, строительных организаций и профсоюзов можно сдвинуть дело с «мертвой точки» и «достучатся» до федералов.

    Завершить разговор о тарифах на заработную плату в строительстве хочется словами модератора круглого стола, генерального директор СРО А «Подземдорстрой» Сергея Алпатова: «Все мы, и власть, и строительные компании, в конечном итоге работаем для того, чтобы сделать наш город лучше, а жизнь людей – комфортнее и безопаснее. Мы не можем позволить, чтобы банкротились и уходили с рынка профессиональные ответственные компании, не уступающие мировым лидерам ни по своему кадровому составу, ни по наличию современной материально-технической базы. К сожалению, пока во главу угла будет ставиться не качество работ, а минимальная цена контракта, изменить ситуацию кардинально практически невозможно».

    По итогам круглого стола будет сформирована резолюция, которая будет обсуждена специалистами и направлена на подпись в профильные комитеты Смольного. Затем документ планируется направить в федеральные министерства, в том числе в Минстрой и Минтруд для дальнейшего обсуждения и принятия решений.

    наверх